Ключ к безопасному дорожному движению: Обзор интеллектуальных транспортных систем

Дата:
Источник:
ICT.moscow
Автор:
Алексей Худолеев, Директор по развитию бизнеса PROF-IT GROUP
Ключ к безопасному дорожному движению: Обзор интеллектуальных транспортных систем

Сегодня мы постараемся разобраться в ключевых аспектах применения интеллектуальных транспортных систем. Ответим на вопросы о том, что стоит за аббревиатурой ИТС, что или кто определяет развитие ИТС в современном городе и как правильно говорить об ИТС – в единственном или множественном числе.

Значение термина происходит от английского Intelligent transportation systems (ITS), да и сами системы появились в первую очередь в Европе и США. Вы без труда сможете найти в сети множество определений ИТС, но давайте договоримся сразу – мы будем говорить об ИТС во множественном числе, так как конкретных интеллектуальных систем может быть много, а подсистем ещё больше. Да и наш Российский ГОСТ Р 56829-2015 называется «Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения».

Зачем городу ИТС?


Итак, что же такое ИТС, и какую пользу они приносят городу и нам с вами – как участникам и пользователям городских транспортных систем?

В мировой практике ИТС являются идеологией интеграции последних технических достижений во все виды транспортной деятельности для решения проблем экономического и социального характера – сокращения аварийности и обеспечения общей транспортной безопасности, повышения эффективности использования общественного транспорта и грузоперевозок, улучшения экологических показателей и других важных KPI. 

Теперь ответим на вопрос, насколько стандартизирован рынок ИТС. Сейчас уже можно заявлять о том, что основные функции, процессы, протоколы передачи данных, интерфейсы и спецификации оборудования стандартизированы – на международном и национальном (для наиболее продвинутых в этом плане стран) уровнях. И хотя реализация ИТС в разных странах может идти по разным сценариям – основные компоненты систем остаются неизменными. 

ИТС – что включают?


Условно архитектуру ИТС можно рассматривать с точки зрения функциональности и иерархии. На уровне функциональности можно выделить цели ИТС – в первую очередь, это организация дорожного движения, обеспечение безопасности, мониторинг ситуаций на дороге и в транспортных средствах – а также соответствующие подсистемы – например, дорожной инфраструктуры или транспорта.

Под иерархической структурой мы понимаем отдельные формирующие ИТС элементы, которые в свою очередь располагаются в нескольких слоях. Например:


Уровень сбора данных:

  • Информация об интенсивности, составе, плотности и скорости движения, а также метеорологические данные. Кстати, здесь на помощь приходят не только детекторы транспорта и видеокамер, а ещё и ваши мобильные телефоны с установленными популярными навигационными приложениями. Привет, Яндекс!

  • Данные об опасных грузах, автоматические оповещения о ДТП, мониторинг угнанных автомобилей и др.

  • Информация о занятости парковок, состоянии работы логистических центров.

  • Информация о состоянии управляемых дорожных знаков, светофорных объектов и т.д.

 
Уровень региональных систем управления – тут можно выделить:

  • Центры управления работой транспорта городов (ЦОДД).

  • Центры управления тоннелями и другими инженерными сооружениями.

  • Центры управления движением через границы субъектов федерации и государственные границы.

  • Системы управления отдельными участками автомагистралей, в том числе платных дорог.


Уровень управления крупными транспортными системами второго слоя,
Уровень национальной транспортной политики и взаимодействия,
Уровень европейской (глобальной) транспортной политики.


Что нужно для безопасности и комфорта на дорогах?


Первый уровень структуры ИТС наиболее интересен с прикладной точки зрения, поэтому сегодня рассмотрим его.

Итак, первый уровень сбора данных – это оборудование, которое мы с вами видим, проезжаю по городу.

Детекторы транспорта. Позволяют нам посчитать количество транспорта и интенсивность движения.

Автоматические дорожные метеостанции. В реальном времени передают информацию о погоде в конкретной точке. Позволяют принимать решение об ограничении скорости движения в связи с осадками или туманом, о необходимости применения противоледных реагентов и т.д.

Информационные табло и знаки переменной информации. Наряду с коммуникацией, дают водителям возможность выбирать варианты пути движения – с учетом данных о дорожно-транспортных происшествиях и заторах. В ближайшее время эту информацию можно будем увидеть прямо на комбинации приборов автомобиля. С конвейеров ведущих автопроизводителей уже сходят «подключенные» автомобили (Connected Cars), которые могут одновременно получать, передавать необходимые данные и быть интегрированы в городские ИТС.

Видеокамеры, поворотные и стационарные. Помимо функции обзорного видеонаблюдения современные технические решения со встроенной видео-аналитикой реального времени позволяют распознавать опасные дорожные ситуации, такие как движение во встречном направлении, выход пешеходов на проезжую часть, потеря груза на проезжей части, подтопление или задымление тоннелей и другое.

Светофорные объекты и контроллеры управления. К классической запрограммированной функции регулирования дорожного движения добавляются интеллектуальные и адаптивные. Несколько городских перекрестков со светофорами, соединенные с единой автоматической системой управления дорожным движением (АСУДД) могут полностью автономно управлять городским движением, получая данные с детекторов транспорта и подстраиваясь под текущую интенсивность движения.

Пункты детекции скоростных режимов и нарушений правил дорожного движения. Настроенная и сбалансированная система управления дорожным движением показывает хорошие результаты при минимуме нарушений со стороны водителей. Поэтому предупреждение таких нарушений как превышение скорости движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения и других является важным компонентом подсистемы ИТС, отвечающей за безопасность дорожного движения.

Ещё раз отмечу, что основными задачами ИТС регионального (городского) уровня являются повышение пропускной способности транспортной сети и безопасности участников дорожного движения.

В России разрабатывается аналог Шведской программы «Vision Zero» по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП. Основная идея программы Vision Zero заключается в том, что ИТС, дороги и автомобили должны минимизировать негативное влияние человеческого фактора и ошибки участников дорожного движения. И роль ИТС здесь сложно переоценить, ведь даже самый опытный водитель или другой участник дорожного движения может совершить ошибку, но система должна компенсировать ее так, чтобы аварии не приводили к смерти или травмам. К этому вопросу мы обязательно вернемся в продолжении нашей беседы про ИТС.

Другие материалы