Комплексная автоматизация московского автомобильного завода «Москвич»: построение импортонезависимого ИТ-ландшафта

- Дата:
- Источник:
- TAdviser
Крупнейший столичный автомобильный завод «Москвич» успешно мигрировал с решений SAP на комплекс продуктов 1С. Технологическим партнером выступила PROF-IT GROUP.
О заказчике
«Москвич» — легендарный отечественный бренд с почти 100-летней историей. С 1998 года производство развивалось в рамках совместного предприятия с иностранным партнером. В мае 2022 года после ухода партнера было принято решение о возрождении предприятия. «Москвич» — единственный завод в России, который в нынешнем экономическом контексте так быстро запустил производство и работает в режиме полного цикла.
В настоящее время предприятие использует принцип сборки крупноузловым методом. В рамках этого производственного процесса на склад завода поступают машинокомплекты. Это частично собранные ключевые элементы автомобилей — двигатель и коробка передач, элементы кузова, также детали электрики, выхлопная и отопительная системы, бензобак, колеса и другие компоненты. Все элементы проверяются на наличие дефектов, затем на них наносится необходимая маркировка VIN-номером. Позже компоненты поступают в сборочный цех.
Запущены процессы мелкоузловой сборки, в том числе процессы сварки и окраски. Столичный завод внедряет такие операции первым на бывших производственных площадках ушедших зарубежных партнеров. В новом процессе количество комплектующих увеличилось в 18 раз. Стратегическая задача — выпускать современные технологичные автомобили с увеличивающейся долей локализации.
Об исполнителе
PROF-IT GROUP — российский цифровой промышленный интегратор. Фокус компании — комплексная автоматизация и цифровизация управления крупными предприятиями, разработка прикладного и инновационного программного обеспечения, проектирование и построение инженерной и ИТ-инфраструктуры, консалтинг и проекты в сфере интеллектуальных транспортных систем и решений для умного города. Клиентами компании являются ведущие предприятия и организации России и стран СНГ: Sollers, УАЗ, Belgee, МАЗ “Москвич”, СарыаркаАвтоПром, ЗМЗ, АЗ “Урал”, Авиастар-СП, ЩЛЗ, Интернешнл Тобакко, Хохланд, Джокей Пластик, Эллара, Салаир Транс, Мосгортранс, Московский метрополитен, АМПП и др.
Цели проекта
-
Экстренная миграция с зарубежных информационных систем на платформу 1С;
-
Запуск производства, конвейера и технологическая независимость оборудования;
-
Автоматизация бизнес-процессов для повышения эффективности производства.
Задачи проекта
Вопросы управления эффективностью и качеством производства, процессами логистики и дистрибуции стали одними из основных при цифровизации предприятия. Основными задачами проекта стали:
-
Повышение прозрачности производственных процессов;
-
Обеспечение качества и точности данных для учетных и складских процессов;
-
Повышение уровня надежности и отказоустойчивости оборудования;
-
Сбор и анализ требований бизнеса относительно функциональности систем в режиме крупноузловой сборки, а далее по схеме крупноузловой и мелкоузловой сборки (сборка полного цикла);
-
Автономный запуск контура оперативного управления производственными процессами и производственной логистикой. Обеспечение поддержки базовых критичных процессов крупноузловой сборки и прослеживаемости;
-
Параллельный запуск ведения НСИ, подсистемы управления производством, оперативного учета запасов и регламентированного учета в системе 1C:ERP Управление предприятием. Обеспечение поддержки основных учетных функций;
-
Интеграция с промышленным оборудованием: гайковерты, станции заправки тех. жидкостями, активации устройств и диагностики;
-
Интеграция системы 1С:ERP и оперативного контура. Запуск сквозного процесса управления заказами от заказа клиента до отгрузки;
-
Обеспечение поддержки качества продукции на производстве и других этапах жизненного цикла, включая процессы APQP и PPAP, управление несоответствиями и мероприятиями по улучшению качеством, послепродажное гарантийное обслуживание и рекламационную работу;
-
Подготовка к переходу в режим мелкоузловой сборки;
-
Автоматизация процесса оперативного планирования производства и построения производственной последовательности;
-
Поддержка процесса балансировки операционной трудоемкости производственных линий и управления техпроцессом.
Ситуация до внедрения
В мае 2022 года было принято решение о возрождении предприятия. Перед заводом появилась задача запуска нового модельного ряда и разработки электромобиля на собственной платформе и отечественной компонентной базе. Было необходимо запустить крупноузловую сборку и одновременно подготовку к производству автомобилей на собственной платформе.
Все исторические информационные системы были отключены в декабре 2022 года. Перед предприятием встала задача экстренного ухода с иностранных информационных систем, что требовало построения единой комплексной системы управления предприятием на базе российских разработок в сжатые сроки.
Стратегия миграции с SAP на 1С
В МАЗ «Москвич» выбрали трёхфазную стратегию миграции на отечественное ПО. В течение одного месяца проектная команда провела обследование, в рамках которого были проинтервьюированы сотрудники всех подразделений. Было собрано около 500 бизнес-требований, а само экспресс-обследование легло в основу технического задания по проекту. Был выявлен запрос на создание единой системы управления качеством автомобилей - особенно на этапах эксплуатации конечными потребителями. В сжатые сроки была проведена большая проектная работа – одновременно работы стартовали по всем доменам.
В первой фазе внедрили базовые модули "1С", включая финансовую систему. Аналогичная ситуация была с оборудованием на заводе, которое было отключено от иностранного ПО и приходилось восстанавливать его функциональность, поэтапно замещая его отечественным ПО, с параллельной доработкой функционала. Даже промышленные роботы использовали программное управление, которое было интегрировано с зарубежными системами.
В рамках второй фазы проекта была проведена настройка и кастомизация системы в соответствии с собранными ранее требованиями. Одновременно проводилась интеграция с внедряемыми системами управления производством.
В рамках третьей фазы проводилось развитие систем и стартовала их дальнейшая поддержка.
Внедрение 1С:ERP Управление предприятием: ход проекта
Автоматизирован 491 бизнес-процесс. В реализации проекта участвовало около 300 человек: 80 со стороны исполнителя, 200 – со стороны завода.
В рамках первого этапа проекта в промышленную эксплуатацию были введены отдельные модули единой информационной системы управления операционной и производственной деятельностью предприятия на основе решений 1С:ERP:
-
Регламентированный учет;
-
Управление продажами автомобилей и запасных частей;
-
Управление дилерскими сетями;
-
Управление взаимоотношениями с конечными клиентами и сервисная поддержка;
-
Управление закупками;
-
Управление складами;
-
Управление производством;
-
Управление конструкторско-технологической подготовкой производства;
-
Управление качеством на производстве и в цепочках поставок;
-
Управление затратами на производство и бюджетирование;
-
Управление закупочными и конкракционными процедурами;
-
Управление производственными активами;
-
Управление казначейством.
Также была налажена интеграция 1С:ERP с 1С:УХ, 1С:ЗУП, 1C:CRM. Внедрены модули диспетчеризации и прослеживаемости производства, оперативного управления качеством производства, управления производственной логистикой.
В связи со сжатыми сроками команда пересмотрела классический подход к реализации проекта. Технические специалисты практически начали с тестирования готовой конфигурации, выявляли разрывы в требованиях, проводили моделирование, писали техническую документацию, выгружали НСИ из старых систем, загружали их в систему, проводили запись обучения, загружали данные в систему.
В рамках последующих этапов с ERP-системой были интегрированы все производственные системы предприятия для автоматизации учета и минимизации затрат. Организован процесс мелкоузловой сборки автомобилей.
Запущена основная функциональность глобальной системы по управлению качеством. За управление блоками техобслуживания и логистики отвечают модули "1С:ТОиР" и "1С:Предприятие 8. Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП".
На заключительном этапе внедрены отечественные решения по оперативному планированию и формированию производственной последовательности, балансировке операционной трудоемкости и управлению технологией, ведению конструкторской и технологической документации.
Также была осуществлена интеграция с внешними дилерскими информационными системами (АЛР – первичные заказы от дилеров), с ЗPL-оператором и системами партнеров. Расширен функционал системы и ее интеграция с другими смежными информационными системами предприятия.
Производственный контур
Немаловажной частью проекта стало внедрение системы PROF-IT MES для управления оперативным производственным контуром. В первом приоритете рассматривались задачи, связанные с диспетчеризацией и прослеживаемостью производства, оперативным контролем качества продукции, а также интеграции системы с промышленным оборудованием. Выполнение этих задач было обязательным условием для успешного завершения первого этапа запуска производства: крупноузловой сборки комплектов.
Выбранная платформа PROF-IT MES объединила в себе функционал управления производством, управления качеством, складскую логистику. За 3-й квартал 2022 года был осуществлен запуск оперативного контура: решений MES и QMS цифровой платформы PROF-IT MES. К концу года был реализован функционал производственного учета и осуществлена интеграция с 1С:ERP.
В течение 2023 года была запущена основная функциональность глобальной системы по управлению качеством. Также была осуществлена интеграция с промышленным оборудованием: гайковерты, станции заправки тех. жидкостями, активации устройств и диагностики. Сейчас активно продолжается работа по развитию систем и запуску модулей по планированию производства и управлению технологией на базе решений PROF-IT MES.
Результаты проекта
В рамках проекта осуществлен переход с иностранного ПО на российские импортонезависимые решения. Ядром новой технологической платформы стала система "1С:ERP Управление предприятием". При выборе программного обеспечения учитывался его максимальный и одновременно гибкий функциональный охват. Автоматизированы заявленные бизнес-процессы, все внедряемые системы введены в промышленную эксплуатацию и перешли в стадию развития.
В современных экономических реалиях проект имеет особое значение для всей автомобильной отрасли, потому что осуществлен процесс миграции с зарубежной ERP-системы на 1С:ERP с сохранением ключевого функционала. При этом производственные системы были уже запущены в эксплуатацию через 1,5 месяца после старта проекта, а базовый функционал ERP – через 3 месяца. В последующем было осуществлено комплексное внедрение и интеграция систем управления персоналом (1С: ЗУП), ремонтами (1С:ТОиР), транспортной логистикой (1С:TMS), клиентами (1С:CRM) и закупками (1С:Управление холдингом). Также было осуществлено внедрение российское системы оперативного управления производством и проведена ее интеграция с учетными системами ERP. Отдельно была настроена интеграция с системами внешних 3PL операторов.
Предприятие получило комплексное решение, которое охватывает все ключевые процессы завода: от планирования производства и управления оборудованием на конвейере до контроля качества и формирования систем сервиса и обработки заказов. ИТ-инфраструктура была полностью перенесена на собственную площадку - теперь завод ни от кого не зависит в этом отношении. Сделана авторизация пользователей, почтовый сервис и др.
Внедрен функционал по управлению качеством, ТОиР, управлением транспортной логистикой, управление холдингом. Финальный этап – PDM-системы, портал поставщиков, портал руководителя.
Проект был отмечен в номинации «Лучший проект в машиностроении, приборостроении». Награждение состоялось 17 октября 2024 года в рамках 11-го Бизнес-форума 1С:ERP. Борис Нуралиев, директор «Фирмы 1С», вручил памятные призы Артему Шайде, руководителю дирекции информационных систем МАЗ «Москвич», и Евгению Сударкину, генеральному директору PROF-IT GROUP.