• EN 

Платные парковки: новые адреса в Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Москве и Липецке

Дата:
Источник:
TR.ru — Транспорт в России

Для регулирования процесса формирования платных парковочных пространств и ценообразования в начале сентября Минтранс России утвердил специализированные методические рекомендации. Специально для TR.ru — Транспорт в России эксперт-практик, генеральный директор «PROF-IT Городские решения» Сергей Кечуткин прокомментировал, как новый документ повлияет на дальнейшее развитие платных парковок в городах страны.

В середине осени в нескольких российских городах расширяется платное парковочное пространство, а в двух — запускают первые этапы сетей платных парковок. В Липецке платное пространство начнёт действовать с 15 октября. В Сочи платные парковки на городских улицах заработают с 16 октября, а с 1 октября упорядочена оплата внеуличной парковки на привокзальной площади. 

1 октября в Краснодаре заработали новые зоны платной парковки. Платное пространство с 1 октября расширилось и в Санкт-Петербурге за счёт добавления зон Крестовского острова, а уже с 1 ноября готовятся ввести платные парковки на Васильевском острове. В Москве с 7 ноября частично изменятся тарифы на оплату парковки с расширением платной парковочной зоны ещё на 21 участок.

Частой практикой при открытии платных парковок стало предоставление льгот многим категориям граждан, а также местным жителям. Для регулирования процесса формирования платных парковочных пространств и ценообразования в начале сентября Минтранс России утвердил специализированные методические рекомендации. Специально для TR.ru — Транспорт в России эксперты-практики из российских компаний «Дорнадзор» и «PROF-IT Городские решения» прокомментировали, как новый нормативный документ повлияет на дальнейшее развитие платных парковок в городах страны.

Минтранс предложил гибкую тарифную парковочную политику

7 сентября Минтранс России распоряжением № АК-188-Р утвердил методические рекомендации по определению размера платы за пользование платными парковками. Интернет-портал «Российской газеты» проанализировал основные положения нового документа и сложившуюся на местах  практику. В частности, Минтранс предложил проводить гибкую тарифную политику для платных парковок — размер платы рекомендуется устанавливать в зависимости от расположения парковки, её назначения, времени суток и продолжительности сессии. При этом оплата на внеуличных парковках должна стимулировать владельцев транспортных средств оставлять свои машины на них, а не парковаться вдоль дорог. Для этого они должны быть дешевле на 20% и более. Для уличных парковок предлагается тариф с учётом среднедушевого дохода в регионе или муниципальном образовании с закладыванием в него стоимости проезда на общественном транспорте.

Также рекомендованы понижающие и повышающие коэффициенты. Парковки у станций метро или крупных пересадочных узлов должны быть дешевле, чтобы стимулировать автовладельцев пересаживаться на общественный транспорт. Кроме того, платные парковки нужно оптимизировать, чтобы это было выгодно и гражданам, и государству. Для оценки заполняемости парковки рекомендуется использовать технические средства, обеспечивающие мониторинг занятости парковочных мест в автоматическом режиме — детекторы занятости, средства обработки видеоизображений, данные о транзакциях за оплату парковочных сессий и другие. При отсутствии технических средств мониторинга допускается проводить визуальные замеры в одни и те же дни недели утром, днем, вечером и ночью.

Введение платы за пользование парковкой в определённом временном интервале рекомендуется в случае, если значение заполняемости парковки в соответствующий период времени превышает 85%.

В Екатеринбурге стоимость парковочного места — одна из самых низких в стране. Она составляет 30 руб./час, но, чтобы регулировать степень загруженности, власти рассматривают возможность введения дифференцированных тарифов.

В Казани платные парковки внедрили в апреле 2015 года. С тех пор количество платных муниципальных парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования, увеличилось более чем в пять раз. Тариф на пользование муниципальной парковкой дифференцирован и зависит от того, где она находится. В центре почасовая оплата выше. Стоимость парковки варьируется от 30 до 100 руб./час.

О том, как нововведение Минтранса может отразиться на парковочной отрасли, для TR.ru — Транспорт в России, прокомментировала Ирина Рыкова, технический директор компании «Дорнадзор»:

— Главным образом Методические рекомендации дали ответ на один из самых сложных правовых аспектов — как посчитать и обосновать стоимость часа парковки. Теперь города могут самостоятельно рассчитать стоимость часа, используя данные Росстата. При этом Методические рекомендации оставили определённую свободу действий для тех городов, которых полученная стоимость не устраивает по той или иной причине: согласно документу можно вводить повышающие и понижающие коэффициенты, значения которых не регламентированы. Так, можно снижать стоимость парковки на перехватывающих стоянках вблизи конечных станций метро, или повышать стоимость в особо важных общественно-деловых центрах. Главное, чтобы сохранялись рекомендованные Минтрансом значения заполняемости парковки (и это тоже важно, так как напрямую влияет на применяемую в городе финансовую модель):

  • от 70 % до 85 % в случае оценки заполняемости парковки «в ручном режиме»;
  • от 90 % до 95 % в случае применения динамического ценообразования, работающего вкупе с автоматической системой оценки заполняемости парковки.

Платное парковочное пространство — важный инструмент трансформации городской среды, отмечает эксперт в области организации парковочного пространства, генеральный директор «PROF-IT Городские решения» Сергей Кечуткин,

—  Улучшение городской среды — это путь эволюционный. Ни один город не пришёл к комфортному движению и удобным улицам за несколько лет. Это путь, и он не всегда простой. Введение нормативной базы для организации платных парковок и регулярное появление рекомендаций Минтранса — закономерный этап в процессе трансформации городской среды.

На уличных парковках предлагается рассчитать тариф с учетом среднедушевого дохода в регионе или муниципальном образовании, плюс заложить в него стоимость проезда на общественном транспорте.

Введение гибкой тарифной политики, учитывающей зонирование территорий, виды и типы автотранспортных средств, время суток и другие условия, позволит более эффективно управлять потоками транспорта. Соответственно, это разгрузит места скопления машин. В основном, это центры городов или туристические зоны.

Платные парковки — это инструмент, благодаря которому можно освободить улицы от машин и улучшить движение. Да, действительно, это не всегда вызывает восторга у автомобилистов. Но с точки зрения города, муниципалитета и комфорта жителей данную инициативу можно назвать необходимой мерой.

Мы сейчас заходим на новый этап, связанный со сменой парадигмы в пользу пешеходов и общественного транспорта. И платные парковки являются удобным инструментом регулирования трафика и пополнения дорожного фонда для будущих изменений. Это подтверждают наши проекты в Москве (оборудовано 15 тыс. парковочных мест, установлено 195 паркоматов, сформировано 31 парковочное пространство закрытого типа (ППЗТ)), Санкт-Петербурге (оборудовано 30 тыс. парковочных мест, установлено более 140 паркоматов, интегрированных в единое парковочное простанство) и других городах России.

В Петербурге — новые зоны платной парковки

С 1 сентября 2023 года в зоне платной парковки Петербурга, заработала поминутная оплата стоянки. Она действует, начиная с первой минуты второго часа размещения автомобиля на платной парковке. Минута стоянки для транспортных средств (А, М) составит 0,65 руб. для транспортных средств категории В — 1,67 руб., а для транспорта иных категорий — 3,3 руб., сообщил Комитет по транспорту Санкт-Петербурга. Стоимость стоянки за первый час по-прежнему составляет 100 руб./час для автомобилей категории В, 39 руб./час — для категории А и М, 198 руб./час для машин категории С.

С 1 октября платные парковки открылись на Крестовском острове. Как уточнил Комитет по транспорту Санкт-Петербурга, в зоне № 7818 «МО Чкаловский» появилось порядка 1513 парковочных мест, 160 из них — для инвалидов и перевозящих их лиц.  На 29 улицах нанесли свыше 720 кв. м разметки, установили 900 дорожных знаков, 20 паркоматов и свыше 85 информационных табличек. Последние сообщают о номере парковочной зоны, названии муниципального округа и 12 способах оплаты, например, через приложение «Парковки Санкт Петербурга», паркоматы, СМС на номер «3065», устройства самообслуживания и кассы кредитных организаций.

Для жителей Крестовского острова и Петроградского района предусмотрено оформление льготного парковочного разрешения со сроком действия один-три года. Его стоимость составляет 1800 рублей в год. На момент 1 октября жители района оформили более 14 тыс разрешений.

Для нерезидентов стоимость первого часа парковки и размер поминутной оплаты с первой минуты второго часа аналогичен другим районам города. С октября платное парковочное пространство Петербурга включает Центральный, Адмиралтейский и Петроградский районы. Оно охватывает 505 улиц, которые вмещают около 37 тыс машино-мест. Доходы от эксплуатации платной зоны к 1 октября 2023 года составили более 3 млрд рублей. Планируется, что эти средства направят на благоустройство, развитие дорожной инфраструктуры и строительство социальных объектов.

С 1 ноября 2023 года, как сообщил Комитет по транспорту Санкт-Петербурга, зона платной парковки заработает на 118 улицах Васильевского острова, включая Наличную. При этом парковка от Наличной улицы в сторону намыва останется бесплатной. Всего к обустройству планируется около 10 тыс машино-мест, 10% из которых будут предназначены для инвалидов и перевозящих их лиц.

Жители района, включая проживающих после Наличной улицы, вправе с 1 сентября оформить льготные парковочные разрешения: их действие распространяется на весь Василеостровский район. Отдельные льготные категории могут получать бесплатные разрешения сроком действия до трёх лет, а с 1 декабря их перечень будет расширен. Разрешения для льготных категорий, включая владельцев электромобилей, действуют во всей зоне платной парковки — в Василеостровском, Петроградском, Адмиралтейском и Центральном районах. Бесплатно и без оформления разрешения во всей зоне платной парковки могут парковаться инвалиды и перевозящие их лица. Главное — стоянка на местах со специальной разметкой и наличие машины в Федеральном реестре инвалидов.

В рамках подготовки к введению новой платной зоны Городской центр управления парковками и администрация Василеостровского района собирают информации от жителей. Сведения по адресам, на которые стоит обратить внимание при обустройстве платной парковки, можно направить на pressa@gcup.spb.ru. В письме нужно указать тему «платная парковка ВО», предложения с обоснованиями и вопросы, ФИО, контактный номер и по желанию адрес с фотографией.

В составленном в 2022 году компанией «Дорнадзор» рейтинге платного парковочного пространства в городах России Санкт-Петербург занял седьмое место, однако на прошедший год город заметно расширил географию распространения платных парковок и продолжает дальнейшие шаги в этом направлении.

Так, зона платной парковки в Центральном районе начала действовать с 1 июля 2022 года. Она покрыла 56 улиц от Невского проспекта до Звенигородской улицы и от Фонтанки до Обводного канала, где организовали 4 тыс парковочных мест. С 1 сентября 2022 года платная парковка заработала на улицах в границах «Дворцового округа» и «Муниципального округа № 78» с 3000 парковочных мест, включая 300 мест для автомобилей инвалидов. 1 июля 2023 года заработала платная зона Петроградского района. На 141 улице доступно около 11,5 тыс машино-мест.

Разработчиками проектов организации движения (ПОДД) многих зон платных парковок в Санкт-Петербурге стала компания «Дорнадзор». При этом применялись и нестандартные решения. Рассказывает Пётр Атаев, директор по развитию компании «Дорнадзор»:

— Если магистральные улицы мы постарались освободить для движения транспорта по всем полосам, то на местных улицах удалось сохранить максимум парковочных мест. Например, Офицерский переулок — небольшая улица шириной чуть более семи метров с односторонним движением, запаркованная с двух сторон. Первым вариантом было просто соблюсти все нормативы. Для парковочного места требуется ширина 2,5 м, остаётся где-то 5 м для движения — со второй стороны мы уже не можем вместить парковку. Но  полоса такой ширины предполагает, что интуитивно человек захочет разогнаться. У нас такой цели на тихой зелёной улице не было. Мы придумали и предложили вариант, когда парковка попеременно меняет сторону, и таким образом «змейка» останавливает от превышения той скорости, которая может быть безопасна для такого рода улиц.

Параллельно мы обратились в ГИБДД с вопросом о возможности замены норматива 2,5 м на 2,25 м. Нам пошли навстречу и прислали ответ, что в качестве эксперимента готовы допустить такой вариант там, где другим способом не обеспечивается нормативная ширина полос движения.

В итоге у нас осталась полоса 3,1 м для движения, и мы сохранили парковки с двух сторон. С точки зрения пользователей, это позитив. С другой стороны, это не такой красивый вариант, как был второй со «змейкой», который нам больше нравится.


Другие материалы