• EN 

Потенциал роста рынка RFID в РФ превосходит показатели западноевропейских стран

Дата:
Источник:
РЖД-Партнер
Автор:
Владислав Пшеничников
Длительность чтения:
3 минуты
Потенциал роста рынка RFID в РФ превосходит показатели западноевропейских стран

Логистика – отрасль, для которой были разработаны одни из первых систем радиочастотной идентификации. Однако в России использование данных технологий находится буквально в зачаточном состоянии, подобные проекты имеют, скорее, экспериментальный характер. О том, как применяется технология сегодня и что останавливает бизнес от ее массового внедрения, рассказал руководитель направления «Промышленная идентификация» PROF-IT GROUP, Владислав Пшеничников.

– Как Вы оцениваете интерес логистического рынка к технологии RFID?

– На текущий момент логистическими компаниями в РФ RFID-маркировка применяется крайне ограниченно несмотря на то, что в мировой практике львиная доля применения RFID приходится именно на логистику. Такое положение вещей обуславливается сразу целым рядом факторов: относительно низкой стоимостью рабочей силы, потребностью в значительных инвестициях, неготовностью к адаптации информационных систем и пристраиванию бизнес-процессов под оптимальную для RFID логику, сложностью прогнозирования ROI. При этом логистические ультравысокочастотные RFID-метки являются наиболее доступными и распространенными из всех существующих видов RFID-меток.

– Можно ли сказать, что данная технология распространена в России? Для каких целей она используется?

– За последние 15 лет проникновение технологии радиочастотной идентификации в РФ существенно увеличилось, расширились сферы применения. Традиционно в части применения RFID в России доминируют транспортные системы и СКУД, но мы видим устойчивый рост интереса к RFID в рамках задач по учету и осмотрам активов, автоматизации производства, задач по автоматизации складской и производственной логистики, в ритейле.

– Какие перспективы у RFID в нашей стране? Может ли в скором времени использование таких меток стать массовым или так и останется экспериментальным решением?

– По мере распространения онлайн-сервисов и смарт-устройств, развития интернета вещей, а также реализации законодательных инициатив в части маркировки и прослеживания товаров, при одновременном снижении стоимости вычислительных мощностей, спрос на RFID-решения будет неуклонно расти как в мире, так и в России. Потенциал роста рынка RFID-решений в РФ превосходит аналогичные показатели рынков многих западноевропейских стран, поскольку зачастую это единственная технология, которая может обеспечить тотальную прозрачность и полную автоматизацию процессов, связанных с идентификацией и контролем сырья или активов.

– Какую выгоду могут получить компании от использования данной технологии в своих логистических процессах?

– Использование технологии радиочастотной идентификации позволяет снизить количество пересортов, потерь грузов и оборотной тары за счет оперативных инвентаризаций и возможности автоматического считывания без прямой видимости идентификаторов. Все перемещения остаются зафиксированными, что позволяет восстановить историю движения объектов и получить дополнительную аналитику по выполнению рейсов и взаимодействию с контрагентами. Кроме того, RFID позволяет уйти от ручного ввода или пересчета, значительно повысить производительность линейных операций, таких как инвентаризация, комплектование, заполнение и корректировка документов. По мере развития пулинговых сервисов возрастает потребность в оперативном автоматизированном учете, и RFID здесь оказывается крайне уместной и перспективной технологией.

– Какие возможности еще не используются, но могут быть полезными?

– Радиочастотные метки, в отличие от традиционной графической маркировки, позволяют реализовать сервисы проверки подлинности продукции и выполнять роль носителей дополнительной информации, могут выступать источником данных для интеграции различных информационных систем, участвующих в логистической цепочке. Производительность и сравнительно высокая дальность считывания ультравысокочастотных RFID-меток позволяют реализовать интерактивные подсказки оператору для подбора им товара с учетом сроков годности и оптимизации загрузки складских площадей. Такая система сможет оперативно распознавать, что за объекты находятся рядом, в каких ячейках и какой именно экземпляр из ряда аналогичных следует отобрать в первую очередь.

– Почему RFID не распространена среди российских ритейлеров? Ведь за рубежом все больше и больше компаний прибегают к использованию таких меток…

– Внедрение RFID, как и любой инновационной технологии, требует инвестиций, но эффект от вложений не линеен, и в случае с RFID он довольно сложно просчитывается. Скорость возврата инвестиций существенно зависит от востребованности принципиально новых возможностей радиочастотной идентификации при автоматизации бизнес-процессов, таких как скорость идентификации (считывание до нескольких тысяч идентификаторов в секунду), возможности считывания идентификатора без прямой видимости и без участия человека, записи и дополнения данных на метке, повторное использование идентификатора, автоматическое определение направления движения промаркированной продукции и многое другое. По мере повышения степени цифровизации предприятий и торговых компаний в условиях увеличения товарооборота переход логистики на RFID станет закономерным шагом и одним из необходимых условий для сохранения конкурентоспособности и эффективной деятельности логистических компаний.

Другие материалы