• EN 

Подходы по автоматизации перевозочного процесса разнородны и часто носят локальный характер

Дата:
Источник:
Журнал “РЖД-Партнер”
Автор:
Владислав Пшеничников

Сегодня в логистике наблюдается рост интереса к RFID в рамках задач по учету и осмотрам активов и автоматизации производства. И спрос на RFID-решения, по прогнозам, будет неуклонно расти как в мире, так и в России. О новых способах контроля за жизненным циклом вагонов редакции журнала “РЖД-Партнер” рассказал руководитель направления промышленной идентификации PROF-IT GROUP Владислав Пшеничников.

Какие главные способы контроля за жизненным циклом вагонов сегодня особенно актуальны и эффективны?

Сегодня в мире преобладают различные IIoT- или BI-системы, которые постоянно обрабатывают массивы аналитических данных с целью оптимизации загрузки активов и прогнозирования работ по их обслуживанию. Но прежде всего необходимо организовать эффективный процесс сбора этих данных.

В задачах прослеживания нецифровых активов незаменимую роль играют средства идентификации. Не случайно в мировой практике технология радиочастотной идентификации наиболее востребована именно в логистике. Применение систем пассивной идентификации (RFID) или решений для мониторинга в режиме онлайн (RTLS, LPWAN, GPS, ГЛОНАСС) позволяет обеспечить снабжение учетных систем оперативными аналитическим данными точно и вовремя. Интеграция возможностей подсистемы идентификации в бизнес-процессы минимизирует участие человека и уменьшает последствия ошибки или несвоевременного ввода информации.

В задачах контроля за жизненным циклом вагона RFID предлагает широкие функциональные возможности: считать идентификатор вагона при любых погодных условиях и даже при отсутствии видимости (в том числе на скоростях более 200 км/ч), определить направление движения вагона, зафиксировать сопроводительные данные в специальной области памяти RFID-метки, определить тип операции (например, факт погрузки или разгрузки), отследить факт поверки критически важных узлов и многое другое.

Системы активного мониторинга (RTLS, LPWAN, GPS, ГЛОНАСС) позволяют отслеживать местоположение, скорость движения, остановки, вибрации, удары, температурный режим как внутри, так и за пределами вагона, влажность, задымленность и другие параметры. Транспондер фактически может выступать бортовым самописцем для каждого вагона или контейнера, на который он установлен.

Подсистема идентификации помогает получить и обработать информацию как о состоянии вагона, так и о его движении в рамках логистической цепочки. Сбор данных может быть организован полностью автоматически, либо выполняться на уровне регламентных заданий для операторов с использованием мобильных терминалов сбора данных, оснащенных RFID-модулем.

Как повышается надежность доставки товаров при использовании способов контроля в логистической цепочке?

Надежность доставки напрямую зависит от качества планирования, а качественное планирование невозможно без надежного и своевременного контроля за фактом выполнения промежуточных задач. Подсистема идентификации позволяет максимально оперативно и точно регистрировать движения товаров в режиме онлайн, чтобы обеспечить максимум опций для планирования. На примере мировой практики переход на автоматизированные средства контроля позволяет улучшить показатели надежности доставки до 100%.

Наибольший эффект от перехода на передовые системы прослеживания проявляется для мощных грузопотоков и для плавающего расписания доставки, когда нагрузка на диспетчерские службы наиболее высока. Но, безусловно, на показатель надежности доставки влияет множество факторов, а также ряд внешних обстоятельств, таких как эпидемии и геополитическая ситуация. Каждый конкретный кейс следует рассматривать индивидуально.

На Ваш взгляд, улучшается ли сама логистика взаимодействия участников перевозочного процесса?

Каждая компания проходит эволюционный путь в зависимости от своей стартовой базы. Кто-то планомерно развивает собственные продукты, кто-то предпочитает готовые и порой избыточные решения. Нет единых правил игры для оптимизации взаимодействия между участниками рынка. Подходы по автоматизации достаточно разнородны и часто носят локальный характер. Взаимная интеграция участников логистического процесса постепенно улучшается, но в целом на рынке преобладает консервативный тренд.

Все участники процесса держат в фокусе собственные интересы и минимально инвестируют в перспективные решения для развития глобальной цепочки поставок. Тем не менее развитие интернет-торговли и онлайн-сервисов доставки товаров стимулирует этот процесс.

Какие главные проблемы наблюдаются сегодня при внедрении и эксплуатации новых способов контроля за жизненным циклом вагонов? Какие пути решения Вы видите?

Основными проблемами остаются дороговизна технологических средств, сложности с замером эффективности текущих процессов «AS-IS», линейные подходы в оценке ROI от перехода на новую технологию «TO-BE», ограничения по трансформации смежных бизнес-процессов, разрозненность участников логистических цепочек. Новые технологии несут массу возможностей и потенциальных преимуществ. Наибольший эффект от внедрения возможен при условии точного воздействия непосредственно на узкие места бизнес-процессов и монетизации дополнительных опций.

Чтобы достоверно и в полном объеме оценить эффект от внедрения передовых решений, крайне важно выйти за рамки привычной парадигмы текущих метрик эффективности и рассмотреть ситуацию в перспективе и во всех деталях. Воздействие исключительно на технологические ограничения не всегда ведет к быстрым дивидендам, но реализация потенциала совокупных возможностей передовых технологий всегда приносит заметные результаты в перспективе и создает задел для развития на будущее.

Другие материалы