• EN 

Как избежать проблем при организации городских парковок

Дата:
Источник:
Журнал "ИТС России"

Количество транспорта в городах постоянно увеличивается. Про ошибки при организации единого парковочного пространства в городах России, реформах, решениях и новых технологиях рассказал эксперт в области организации парковочного пространства Сергей Кечуткин.

6 ошибок, которые не надо делать

Если в советское время сложно было приобрести автомобиль, то в наши дни стало проблемой его припарковать. Бесчисленное количество машин значительно превышает емкость парковочных пространств. В связи с этим растет спрос на технологии «умных городов» и «умные парковки». Сегодня сфера парковочных услуг находится на пороге коренных изменений, которые позволят сформировать рынок и обеспечить новую организацию единого парковочного пространства в российских городах.

Зачем городу платные парковки

Количество транспорта в городах постоянно увеличивается. Требования к мобильности внутри города изменяются со временем. Один из вариантов решения проблемы дефицита парковочного пространства является цифровизация городской транспортной системы и введение платных парковок. С точки зрения города платная парковка — это один из инструментов, чтобы пересадить людей из машин на общественный транспорт, уменьшить число пробок, улучшить экологию, сберечь здоровье жителей и повысить доступность городской инфраструктуры.

В узком смысле задача платной парковки урегулировать спрос и предложение: если мест мало, а желающих много — вводят плату и отсекают часть желающих. Платность позволяет сократить спрос в часы пик или на постоянной основе. Один припаркованный автомобиль занимает от 11 до 16,5 квадратных метров, при этом зачастую автомобиль стоит на одном месте 8 часов.

Парковочные реформы и жизнь города: прямая связь

Платная парковка существует почти век в нашем мире и эффективно решает проблемы, о чем изложено в книге Дональда Шупа «Высокая стоимость бесплатной парковки». Шуп, научный сотрудник по градостроительству Калифорнийского университета и выдающийся эксперт в области парковок, посвятил больше 40 лет этой теме. В 500-страничном труде «Парковка и город» он собрал все современные исследования часто невидимых эффектов и рассказал, как можно ими управлять. На конкретных примерах из реального мира и исследовательских проектах Шуп выводит три главных рекомендации для городов:

  1. убрать из градостроительных кодексов обязательство застройщиков обеспечить внеуличные парковочные места;
  2. взимать разумную плату за парковку в течение дня;
  3. тратить собранные на парковке средства на заметные улучшения улиц с платной парковкой.

Автор в своих исследованиях демонстрирует прямую связь между парковкой и всяческими городскими проблемами: пробками, загрязнением, доступностью, беспорядком. Сами по себе парковочные реформы никому не нужны.

Мировой опыт показывает, что платные парковки вводились как в городах-миллионниках, так и в средних региональных центрах. К примеру, в Сингапуре, Лондоне, Милане, Париже и Санкт-Петербурге ввели платность для разгрузки транспортных артерий в центральных районах, в Таллине, Цюрихе и Минске — для улучшения экологической ситуации, а в Стокгольме и Копенгагене — для развития велосипедного транспорта.


Платные парковки в России в цифрах: в исследовании рассматривались города с населением более 200 тыс. человек (по данным оценки Росстата на 1.01.2022)

Если вернуться в наши реалии, то согласно исследованию «Дорнадзор», на данный момент платная парковка действует в 20 городах России и у 43 городов есть планы по запуску. Из них двадцать городов имеют планы по запуску в ближайшие пять лет — это Астрахань, Балашиха, Благовещенск, Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Ижевск, Калининград, Кемерово, Липецк, Оренбург, Пенза, Самара, Саратов, Симферополь, Сочи, Томск, Уфа, Челябинск, Ярославль.


Количество городов России с платными парковками

Как организовать городскую платную парковку

Ввести платную парковку в городе можно на основе концессионного соглашения, заключаемого между городом и инвестором. Концессия — форма партнерства, в ходе которого привлекают частный бизнес для повышения эффективности использования государственной собственности или улучшения качества услуг, оказываемых государством.

Государство может отдавать в эксплуатацию бизнесу практически любое имущество. Это могут быть социально значимые объекты — аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Инвестор обязуется построить/реконструировать/инвестировать в государственный объект, за что получает право пользоваться им и извлекать прибыль. Имущество при этом остается в государственной собственности.

В случае с парковками, по условиям такого соглашения инвестор обязуется организовать необходимое количество платных парковочных мест на дорогах. Для этого разрабатывается схема организации дорожного движения в зоне платных городских парковок, внедряется специальное ПО для администрирования парковочного пространства и контроля нарушений парковки, устанавливается специальное оборудование и соответствующие дорожные знаки, наносится специальная разметка.

Как выглядит идеальный вариант проекта

Понимание жизненного цикла управления концессионным проектом поможет понять и реализовать более эффективно все этапы и процессы. Большинство рисков можно учесть на стадии планирования проекта. Чем позже обнаружатся те или иные проблемы, тем дороже будет стоить их исправление.

Подготовка включает определение целей и задач проекта, аудит текущей инфраструктуры дорожно-транспортной сети и подготовка обоснования целесообразности проекта. Помимо изложения первоначальной идеи следует также описать выгоды, затраты и возможные факторы риска, связанные с ожидаемыми результатами проекта.

Конкурсные процедуры идут в рамках 44-ФЗ или 115-ФЗ. В рамках 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» компания-исполнитель полностью занимается аудитом, проектированием и запуском.

Проектирование комплекса систем парковочного пространства и подготовка необходимой документации происходит с выбором места размещения, расчета экономики проекта, подбора технических решений и оборудования, описания ИТ-инфраструктуры.

Создание и запуск подразумевает реализацию проекта — ввод в эксплуатацию и дальнейшее сопровождение. Речь идет о развертывании ИТ-системы и аппаратного комплекса. ИТ-система может состоять из сайта, мобильного приложения, ГИС для управления и анализа данных, серверной части, системы оплаты.

Сервисное обслуживание включает круглосуточную техническую и консультационную поддержку, поддержку программного и аппаратного обеспечения, своевременный ремонт оборудования.

Казалось бы, идеальная понятная схема, реализуемая за 3-6 месяцев, но в жизни все происходит по-другому и проект может затягиваться до нескольких лет. Разберемся, почему так происходит.

Что делает город и инвестор

Для начала предлагаем разграничить роли — определить что делает город и инвестор. В задачи инвестора входят создание городского оператора ЕПП (по 115-ФЗ), строительство инфраструктуры платного парковочного пространства, развертывание системы управления платным парковочным пространством, организация контроля платного парковочного пространства, заключение соглашений и договоров со сторонними организациями.

Город проводит конкурсные процедуры, собирает административно-технические комиссии, формирует нормативно-правовую базу для организации ЕПП, проводит медиакампанию о важности платных парковок и ведет работу с населением.

С какими проблемами сталкивается исполнитель и заказчик

Компетенции команды

На старте проекта очень важна вовлеченность заказчика. Когда запускается проект, заказчику приходится погружаться глубже в тематику и это может потребовать больше времени, чем администрация планировала изначально. Плюс в длительных сложных комплексных проектах ощущается нехватка специалистов, т. к. необходимы навыки как операционной, так и проектной деятельности. В этом случае может помочь дополнительное обучение сотрудников с раскрытием ключевых целей и этапов проекта.

Другая проблема кроется в разных целях на всех уровня управления, ведь проект охватывает не только муниципальные и региональные власти, но и федеральные структуры. Бывает сложно двигаться в том направлении, в котором задумали, т. к. по ходу проекта появляется несколько точек зрения. Между структурами рождается недопонимание, возникает несогласованность и проект начинает затягиваться, т. к. невозможно оперативно запустить работы или другие изменения.

Чтобы минимизировать эти риски, на старте проекта важно сформировать команду заказчика, в которой будут заинтересованные представители из муниципальных, региональных и федеральных структур. В такой команде возможно искать компромиссы на стороне разных ведомств и прийти к единению точек зрения. Дополнительно можно опираться на опыт соседних регионов по смежной тематике — в части организации работы.

Готовность городской инфраструктуры

На старте при планировании инсталляции инфраструктуры в рамках согласованного проекта могут возникнуть разногласия между структурами различного уровня, и приходится заново пересогласовать новые работы. Сложности могут возникнуть из-за параллельной реализации городских проектов по модернизации инфраструктуры и благоустройству в зонах создания ЕПП и установки оборудования. Не стоит сбрасывать со счетов проекты «Чистое небо», которые влияют на доступ к коммуникациям и предполагают ликвидацию всех воздушных кабелей и проводов на ряде городских магистралей. Параллельные проекты города могут быть причиной смешных казусов, к примеру, сегодня нанесли разметку для парковки, а на следующий день сняли асфальт, и это реальный пример из жизни.

Избежать рассогласованности действий поможет гибкое проектное управление с оперативным изменением графика проекта и синхронизация сроков и этапов с учетом
других городских проектов. В этот график лучше заранее включить городские праздники и мероприятия, которые могут приводить к остановке работ. И при взаимодействии с властями стараться синхронизироваться по всем активностям проекта.

Часто заказчик сталкивается с устаревшей инфраструктурой, не готовой к установке или подключению нового оборудования. К примеру, наружную камеру на парковке важно установить так, чтобы она давала максимальный эффект. Но иногда бывает, что приходится вешать камеру согласно текущим условиям, потому что дополнительные пересогласования приведут к удорожанию проекта. Этот момент лучше детально заранее учитывать при проектном анализе, а лучше заложить в бюджет дополнительные расходы, связанные с закупкой/заменой городской инфраструктуры. Не лишней будет страховка оборудования на случай ущерба или вандализма.

Правовая и нормативная база

У каждого города есть своя особенность. Часто бывает, что под платную парковку нет необходимой юридической основы. Отсутствует цифровая геоподоснова для корректного проектирования и реализации проекта ЕПП. Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок города обычно определяется постановлением администрации и № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ».

Исполнитель со своей стороны помогает на старте проекта и делает предпроектную оценку исходной документации. Администрация города обычно делает либо новые, либо актуализирует текущие нормативно-правовые акты, касающиеся расчетов стоимости парковки, административных штрафов, льготных категорий граждан.

Законодательная база регионов разнится между собой, поэтому этот момент лучше учесть заранее и распределить ответственность между ведомствами. Чтобы упростить сотрудничество и обмен данными, важно скоординироваться органам исполнительной власти субъекта и муниципального образования. В таком случае получится написать единую документацию с учетом специфики законодательства региона. Чтобы не изобретать велосипед, можно обратиться к успешной практике соседей.

Налаженная коммуникация и бизнес-процессы

Большой объем ресурсов в ходе проекта уходит на интеграцию и обмен данными. Часто так происходит потому, что между ведомствами нет отработанной схемы взаимодействия. До конца не всегда понятно, какие соглашения должны быть заключены между структурами. И бизнес-процессы, выстроенные в городе или субъекте, с размытой зоной ответственности напрямую отражаются на самом проекте.

На практике надо осуществить интеграцию и обмен данными с информационными системами УФК, АИС ФССП, ГИС ГМП, МВД, ФИС ГИБДД-М, ГИС ФРИ, СПО «Паутина», РПГУ, ЕПГУ ЕСИА, Почты России, Региональные реестры льготников и др. В конечном итоге это позволяет сделать систему удобной как для пользователей, так и для администрации.

Ускорить процесс валидации проекта помогает заранее составленная карта информационных систем, необходимых для интеграции на старте. Со своей стороны опытный исполнитель может предоставить заранее подготовленные шаблоны соглашений по информационному обмену или помочь организовать электронное взаимодействие на основе готовых или собственных адаптеров.

Импортозамещение

Проблемы поставок зарубежного оборудования и ПО значительно тормозили реализацию проектов в 2022 году. Иностранные производители уходили из России и оставляли оборудование без поддержки. Изменяющийся курс валют постоянно влиял на конечный бюджет проекта. Возникали сложности с доработкой и кастомизацией ПО под задачи проекта и требования заказчика.

Некоторые интеграторы и вендоры увидели в этой ситуации развитие, т. к. стали использовать стек российского импортонезависимого оборудования и ПО, включенных в реестр отечественного ПО. Опыт, экспертиза и наработки конструкторской документации позволили активно поставлять российское оборудование, больше не оглядываясь на поддержку европейских вендоров и без рисков в части интеграции.

Многие по максимуму отказались от участия поставщиков иностранного оборудования. Другие пытались зафиксировать валютные риски в рамках договоров поставок с вендорами. Самые смелые переходили в облачную инфраструктуру.

Администрирование парковочного пространств

Парковочное пространство важно не просто организовать, но и впоследствии качественно обслуживать. Делать это может административно-техническая комиссия, либо иной орган определенного КоАП. Часто люди могут быть просто не готовы к работе с новой системой или этих людей нет в принципе, что чаще всего случается на практике.

Все эти моменты может помочь разрешить исполнитель — показать, как надо действовать изначально, чтобы проект запустился быстро и как планировать бизнес-процессы. Хорошо помогает обучение персонала на ранних стадиях проекта, чтобы к моменту запуска всех систем операторы были готовы.

К непредвиденным расходам государственный заказчик готов не будет. Поэтому уточнить все цепочки затрат лучше еще до заключения контракта. Заранее составленное штатное расписание позволит согласовать сроки в соответствии с регламентами заказчика.

Меньше пробок и чище воздух

Благодаря платным парковкам пробок станет меньше. По данным исследования IBM Global Parking Survey, более 30% трафика в городе вызвано водителями, ищущими место для парковки. При введении платности снизится количество ДТП — почти 40% от всех ДТП происходят при въезде на парковку или при выезде с нее, согласно исследованию Allianz и Continental. Общественный транспорт и спецслужбы поедут быстрее. Воздух в центре станет чище. Результаты отчета Лондонского паркинга показали, что с 2018 по 2019 средний углеродный след за парковочное место постепенно снижался с 119 кг углекислого газа до 93 кг.

В целом, сегодня нет единого и всестороннего подхода к оценке платных парковок как в городах России, так и мира. Большинство существующих рейтингов анализирует только стоимость парковочного пространства. В качестве примера можно привести рейтинг «Дорнадзор», демонстрирующий уровень развития платных парковок России.


Рейтинг платного парковочного пространства в городах России

Рейтинг основан на факторах доступности парковок, их стоимости, удобстве и влиянии на городскую среду. Вполне ожидаемо список возглавляет Москва. В тройку лидеров вошли Краснодар и Белгород. В первой пятерке почетное место заняли города-миллионники.

Если обобщать, то платные парковки помогают современному мегаполису справляться с основными дорожно-транспортными проблемами. Благодаря им исчезает проблема «хаотичных парковок», создаются все условия для комфортного передвижения по городу как для автомобилистов и общественного транспорта, так и для пешеходов. И чем корректнее будет сформирован проект создания платного парковочного на старте, тем больший эффект получит в итоге город и его жители.

Другие материалы