наши проекты

Цель:

  • Повышение конкурентоспособности автомобилей УАЗ на российском и зарубежных рынках
  • Увеличение прибыльности предприятия
  • Сокращение сроков проектирования
  • Повышение качества проектных работ

Ключи к успеху

  • Внедрение на предприятии интегрированной системы проектирования и технологической подготовки производства
  • Масштабное обучение сотрудников новым технологиям
  • Использование NX™ для разработки автомобилей марки «UAZ»

Замена устаревшей САПР на новейшие PLM-решения обеспечила технологический прорыв в проектировании и производстве автомобилей

Ульяновский автомобильный завод, ведущий в России производитель автомобилей повышенной проходимости, основан в 1941 году. Сегодня продукция ОАО «УАЗ» экспортируется более чем в 20 стран мира. Модельный ряд за последние годы существенно обновился: на смену устаревшим моделям пришли современные внедорожники «UAZ Patriot», «UAZ Hunter» и «UAZ Pickup».

Важную роль в успешном развитии предприятия сегодня играют современные автоматизированные технологии проектирования. Решение о замене устаревшей системы проектирования на УАЗе было принято в марте 2003 года, когда совершенно очевидной стала необходимость сократить сроки разработки автомобилей, а качество проектирования повысить. В результате было принято решение о принципиальной смене САПР.

Новая CAD-система после внедрения должна была работать на всех этапах создания автомобиля – от концептуального проектирования до контроля качества. Поэтому к выбору нового программного обеспечения на УАЗе подошли очень ответственно.

Рассматривались три варианта: системы автоматизированного проектирования Pro/ENGINEER, CATIA и NX™. Было выделено около ста критериев выбора и оценки функциональности систем. Определялись необходимые конфигурации программного обеспечения.

«В ходе тестовой эксплуатации специалисты рабочей группы знакомились и анализировали различные системы, – вспоминает начальник бюро САПР УАЗа Иван Валерьевич Лаптев. – Функционально NX выигрывала как более цельная система, позволяющая не только проектировать изделия, но и разрабатывать технологическую оснастку и управляющие программы для станков с ЧПУ».

Рабочая группа определила, что у системы NX от Siemens PLM Software имеется целый ряд конкурентных преимуществ:

  • независимость от аппаратного и системного обеспечения;
  • широкое использование системы, как за рубежом, так и в России, в том числе и в автомобильной индустрии;
  • отсутствие проблем при обмене геометрическими данными;
  • обширный набор модулей и готовых решений;
  • лучшая функциональность при разработке управляющих программ для станков с ЧПУ;
  • удобный пользовательский интерфейс;
  • наилучшие функциональные возможности при проектировании деталей, сборок, создании конструкторской и технологической документации;
  • возможность накопления и повторного использования наработок.

Немаловажным было и то, что решение Siemens PLM Software оптимально по соотношению «цена – качество».

Внедрение системы NX, разработанной Siemens PLM Software, началось на УАЗе осенью 2003 года.

«UAZ Patriot» – технологический прорыв

Обучение персонала проходило параллельно с опытной эксплуатацией программного обеспечения. «Обучение проводили лучшие специалисты российского представительства Siemens PLM Software, они практически постоянно находились на заводе и консультировали по всем возникающим вопросам, – вспоминает Иван Лаптев. – Программа включала в себя изучение всего функционала системы, в том числе инструментов разработки пользовательских приложений. Обучение проводилось на конкретных производственных примерах: в это время на заводе начался рестайлинг автомобиля УАЗ, результатом которого стал «UAZ 3163 Patriot». Обучение на предприятии и сейчас осуществляется постоянно.

«Сегодня все изменения, связанные с конструкцией автомобиля, проводятся с использованием решений Siemens PLM Software»

Сухов Сергей Альбертович, начальник отдела Разработки и поддержки САПР, PROF-IT GROUP

«Внедрение NX фактически совпало с началом разработки «UAZ Patriot», – вспоминает Иван Лаптев. – Благодаря совместной работе технических специалистов завода и Siemens PLM Software удалось в кратчайшие сроки провести качественную конструкторскую проработку нового автомобиля, осуществить технологическую подготовку производства и поставить продукт на конвейер уже в 2005 году. Стало очевидно, что система NX оправдывает себя и подтверждает это успешное проектирование нового автомобиля в кратчайшие сроки».

Новые технологии совершили настоящий прорыв: если раньше автомобиль на УАЗе разрабатывали в среднем 4–5 лет, то для глубокой модернизации автомобиля «UAZ 3163 Patriot» потребовалось лишь полтора года. Система NX позволила значительно ускорить работу по проектированию, по разработке технологической оснастки и по разработке управляющих программ.

Немаловажным результатом внедрения стала и возможность выявления ошибок в конструкторской документации. Ранее они обнаруживались на этапе производства, и это обходилось очень дорого для завода.

После столь успешного начала система NX стала использоваться во всех разработках. «Сегодня все изменения, связанные с конструкцией автомобиля, проводятся с использованием решений Siemens PLM Software, – говорит начальник отдела Разработки и поддержки САПР, PROF-IT GROUP Сухов Сергей. – Была произведена значительная модернизация автомобилей семейства «UAZ», восстановление технологической оснастки. Новый автомобиль «UAZ Pickup» также создан с использованием системы NX.

Как разработать автомобиль без бумаги?

На сегодняшний день с решениями Siemens PLM Software на УАЗе работают более 200 человек. На предприятии организован сквозной цикл проектирования и производства: концептуальное проектирование, технологическая подготовка производства, изготовление технологической оснастки, производство, контроль качества и обратный инжиниринг.

На разных этапах этого цикла специалисты завода используют целый ряд программных продуктов:

  • система NX 6 применяется всеми техническими службами завода для разработки деталей и технологической оснастки автомобилей;
  • система Solid Edge® 2D позволяет оформлять конструкторскую и технологическую документацию, используется для разработки эскизов и несложных проектных работ;
  • программное обеспечение Imageware используется для восстановления геометрии деталей и технологической оснастки, контроля качества и обратного инжиниринга;
  • система Tecnomatix® Jack используется для решения задач эргономики, анализа систем управления, экстерьера автомобиля.

«Благодаря решениям Siemens PLM Software пользователи САПР УАЗ получили значительный выигрыш и по времени, и по качеству результатов, – считает Сергей Сухов. – В рамках предприятия используются безбумажные технологии, что заметно ускоряет взаимодействие между подразделениями».

На УАЗе создана и успешно используется электронная библиотека стандартных элементов и деталей. Библиотека заметно облегчает работу конструктора: не нужно создавать на каждом рабочем месте постоянно используемые детали. Повышается и качество проектирования. Благодаря современным решениям конструктор на УАЗе практически освобожден от рутинной, нетворческой работы. «Если раньше к новым технологиям относились настороженно, то сегодня инженеры УАЗ не представляют свою работу без NX, – говорит Сухов Сергей. – Без CAD систем не принимается ни одно конструкторское решение. Профессиональный рост инженеров использующих трехмерное моделирование происходит быстрее».

Teamcenter: следующий этап автоматизации

В 2008 году руководством компании было принято решение о дальнейшем развитии САПР на УАЗе. «Внедрение системы управления данными было остро необходимо, – вспоминает начальник бюро САПР УАЗ Иван Лаптев. – Объем информации достиг критических размеров. Ею стало сложно управлять».

После тщательного анализа систем, которые могли бы улучшить ситуацию, было принято решение о внедрении на заводе системы управления инженерными данными Teamcenter® от Siemens PLM Software. Проект стартовал в середине 2008 года.

Первоначально в ходе пилотного проекта внедрения Teamcenter предполагалось ввести и выверить состав только одной базовой модификации автомобиля, однако по ходу работы планы были пересмотрены. Дело в том, что на автопроизводстве имеется большое количество заимствованных узлов и деталей, существуют групповые спецификации, поэтому ввод только одной модификации малоэффективен. Сейчас конструктор не повторяет одну и ту же операцию несколько раз, он создает вариантную спецификацию. У конструктора появился новый взгляд на управление структурой изделия.

На предприятии были продолжены работы по автоматизации проектных работ. Автоматизирован выпуск и согласование конструкторской документации в рамках бизнес процессов в Teamcenter. Выполнено подключение технологических служб завода к формированию и управлению данными в Teamcenter. В настоящее время технологические процессы также необходимо разрабатывать в электронном виде используя функционал Teamcenter. Также технологам предоставлен доступ к различным справочникам, хранящимся в Teamcenter: классификаторам оборудования, операций, инструмента, средств защиты, материалов, оснастки, шаблонам технологических маршрутов и процессов. Автоматизированы бизнес процессы по подготовки производства. От реализации этого все почувствовали эффект для своей работы. В настоящее время на предприятии реализован комплексный подход по автоматизации конструкторско-технологической проектной деятельности.

Успешное внедрение – реальный результат

Сегодня на Ульяновском автомобильном заводе используется электронная технология проектирования и технологической подготовки производства. Она позволила значительно сократить сроки проектирования, при этом качество проектных работ повысилось за счет выявления недостатков конструкции и технологической оснастки еще на этапе проектирования. Организация сквозного цикла проектирования и производства не только экономит время и деньги, но положительно сказывается на качестве выпускаемых автомобилей.

«Программное обеспечение Siemens PLM Software полностью оправдало наши ожидания, – подводит итог начальник отдела РиП САПР, PROF-IT GROUP Сергей Сухов. – Мы не только приобрели новые знания и опыт, познакомились с современными технологиями проектирования, применяемыми ведущими зарубежными автоконцернами, но и вышли на новый уровень использования САПР – создание полного электронного макета автомобиля и комплексная автоматизация процессов по подготовке производства».

Повышение эффективности – цель дальнейшего развития

Современные рыночные реалии ставят вопрос о необходимости уже не просто автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства, но и многократного повышения эффективности информационных технологий проектирования. Для решения данных задач компанией PROF-IT GROUP совместно с ОАО УАЗ принято решение о переходе на новые версии CAD/PLM решений Siemens PLM Software. Новые функциональные возможности системы NX в области моделирования поверхностей свободной формы, интеграции с PLM-решениями и поддержки принятия проектных решений повышают производительность труда в несколько раз. «Мы убеждены, что новые инструменты NX, как синхронная технология в 2D, технология проектирования четвертого поколения (4GD) при работе с большими сборками и новый комплект мощных инструментов для создания поверхностей свободной формы позволят конструкторам значительно повысить эффективность своих работ» - считает Сергей Сухов. В настоящее время компания PROF-IT GROUP совместно с Siemens PLM Software реализует проект по переходу на новые версии NX и Teamcenter.

Дальнейшие планы

«Повышение качества и снижение затрат при производстве, основные ориентиры в будущем» - говорит Сергей Сухов – «Мы рассматриваем новое решение компании Siemens по управлению качеством, предназначенное для устранения проблем и принятия корректирующих предупредительных мер (CAPA) как очень перспективное». Данное решение, разработанное подразделением Siemens PLM Software как часть системы Teamcenter, обеспечивает строгий контроль процессов управления качеством и сокращает время устранения проблем. Решение позволяет более точно и четко выявлять основные причины дефектов, упрощает их исправление, делает более эффективным их предупреждение и проведение контрольной проверки, что снижает риск повторного возникновения проблемы и обеспечивает непрерывное повышение качества.

Еще одно очень важное направление – это уменьшение издержек и несоответствий в опытном производстве на основе моделирование процессов сборки виртуального изделия. Для этих задач у Siemens PLM есть решение Tecnomatix. «Для того чтобы запустить Tecnomatix» - говорит Сергей Сухов – «нам необходимо иметь в виде 3D-моделей не только само изделие, но и оборудование в цехах, оснастку, планировку цеха и хранящийся в Teamcenter технологический процесс». Реализация этого направления позволит сэкономить много времени и денег на изготовлении опытных образцов изделий предприятия.

Цель:

  • Повышение конкурентоспособности автомобилей УАЗ на российском и зарубежных рынках
  • Увеличение прибыльности предприятия
  • Сокращение сроков проектирования
  • Повышение качества проектных работ

Заказчик:

Ульяновский автомобильный завод

Ульяновский автомобильный завод - крупное машиностроительное предприятие, которое является ведущим российским производителем полноприводных автомобилей: внедорожников, лёгких грузовиков и микроавтобусов. Основано в июле 1941 года, входит в состав автомобильного холдинга Sollers.

наверх